Обратиться
к списку

Новости RSS подписка

7
сентября
2017

Английский без ограниченных возможностей: программы делового английского языка для незрячих и слабовидящих жителей Санкт-Петербурга

Поделиться:
Распечатать

В июле 2017 года Общество с ограниченной ответственностью «Языки без границ» при поддержке Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга приступило к реализации программы «Английский язык для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья: курс для слепых и слабовидящих». Занятия проходят в Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению (переулок Джамбула, 3).

Этот курс имеет общепрофессиональную направленность. Программа ориентирована на формирование и закрепление навыков диалогического общения в ситуациях, возникающих на рабочем месте. Тематика связана с ситуациями повседневного общения с коллегами, что позволяет использовать полученные навыки людям разных профессий.

В ходе занятий проигрываются ситуации, с которыми может столкнуться учащийся: знакомство и встреча с коллегами, разговор по телефону, электронная переписка, вежливый отказ на предложение и согласие. Ответы на электронные письма учащиеся составляют сами в устной или письменной форме. При обсуждении профессиональных обязанностей учащимся предложено составлять рассказ, ориентируясь на собственный опыт, что в дальнейшем может ими использоваться при написании резюме и прохождении собеседования на английском языке.

На занятиях используются технические устройства: ноутбук и колонки к нему, CD плеер, учащимся выдаются все аудиофайлы по выбору, к каждому занятию желающим выдаются раздаточные материалы, распечатанные крупным шрифтом или написанные по Брайлю. Все дополнительные аудио, используемые на занятиях или для самостоятельной проработки, рассылаются по электронной почте. Также рассылаются тексты обсуждаемых юнитов и ключевые фразы с переводом, которые могут быть прочитаны с экрана компьютера или при помощи любой озвучивающей программы. В ходе занятий учащиеся используют диктофоны, ноутбуки, а также имеют возможность писать по Брайлю или делать пометки в раздаточных материалах.

В некоторых случаях (особенно в теме Электронная переписка) обсуждается письменный и графический компоненты текста, так как использование читающих устройств и программ не даёт полного представления об оформлении текста и правилах орфографии и пунктуации.

Тестовые задания, предлагаемые учащимся с целью проверки и закрепления пройденного материала, проводятся  в устной форме, в тестовых заданиях отрабатываются навыки диалогической и монологической речи, способность использовать стандартные ответы на вопросы.

По словам педагога Натальи Шанявской, в целом отмечается высокий уровень мотивированности учащихся, желание разобраться в новом для них материале, желание продолжать занятия в случае возможности совмещать с основной учёбой или работой. Трудностями являются невозможность некоторых учащихся пользоваться электронной почтой и / или компьютером, понятное отсутствие навыка читать английский текст при помощи озвучивающей программы, что затрудняет выполнение всех заданий или эффективное повторение пройденного материала. Проблема – отсутствие учебных пособий, адаптированных для слабовидящих и незрячих: многие современные англоязычные издания содержат множество картинок, что затрудняет сканирование текста, которое является необходимым для использования программ чтения с экрана или распечатывания текста на брайлевском принтере.

Именно проблема учебных пособий явилась одной из причин того, что учащимися группы начинающих неоднократно высказывалось пожелание иметь аудиоверсию учебника с переводом на русский язык. Преподавателем курса проводится отдельная работа по адаптации материала для обучающихся.

Перспективами курса может быть проведение аналогичных занятий (в том числе в инклюзивных группах), более узко ориентированных на профессиональные потребности учащихся, периодическое проведение разговорных клубов (например, ежемесячно), где обсуждались бы темы профессиональной направленности.

 

Отзывы студентов о программе:

 «Я слышала положительные отзывы о курсах прошлого года и захотела тоже попробовать. Я работаю в компании, у которой есть иностранные клиенты, и соответственно мне необходимо общаться с ними на английском языке письменно и устно. На занятиях нравится индивидуальный подход, внимательный и опытный педагог, небольшая группа, усердие коллег-студентов» (Виктория Николаева).

«Я решил пойти на курс, чтобы научиться общаться с людьми. Я работаю сфере обслуживания, приходится общаться с иностранцами. Хотелось бы применять язык в сфере обслуживания, во время путешествий, а также в медицинской области» (Александр Семенов).

«Я работаю экскурсоводом, и иногда ко мне приходят иностранцы, с которыми я не могу полноценно общаться. В занятиях мне нравится непринуждённая атмосфера, очень доступная подача материала. Пожелание - проводить такой полезный курс ежегодно, чтобы можно было преодолеть свой страх разговаривать на английском и избавиться от волнения при каждой возникающей необходимости на нём говорить» (Дмитрий Веселов).

 «По моему мнению, наилучший способ реабилитации инвалидов по зрению – это трудовая реабилитация и реабилитация в процессе образования. Английский в современном мире необходим во многих сферах деятельности, в том числе в информационных технологиях. Конкретно на данных занятиях мне нравится стиль преподавания, программа курса, легкая и доступная форма подачи материала, адаптированный и индивидуальный подход к инвалидам по зрению. В целом, на данном начальном этапе, по моему мнению, хорошо так, как есть. К сожалению, для полностью незрячих нет учебника по Брайлю» (Сергей Акентьев).

«Я решила пойти на курсы, потому что я хочу выучить английский язык, чтобы свободно на нем разговаривать, чтобы чувствовать себя уверенно при поездках за  границу, свободно общаться с коллегами из других стран, понимать документы на английском языке без словаря. Я работаю в мировой компании, поэтому все документы у нас на английском языке. Также приходится общаться с коллегами из других стран. На занятиях нравится возможность обучаться, получать опыт общения на языке, расширять свой кругозор, увеличивать словарный запас, узнавать новые правила, улучшать понимание языка на слух, общение в коллективе… Возможность обучаться бесплатно. Хотелось бы больше говорить самой и получить опыт общения с носителями языка» (Ольга Потифорова).

«Я решила пойти на курсы английского языка, чтобы разбираться в английском тексте (в школе изучала немецкий язык). Английский язык поможет мне более углубленно изучить компьютер, соответственно я смогу продолжать работать по своей специальности педагога. На занятиях мне нравится атмосфера доброжелательности и стремление нашего педагога Натальи доступно объяснять материал. Наш педагог предоставляет нам много учебного материала и пособий, в том числе и аудио. Я хотела бы предложить организовать курсы с азов. Произношение и транскрипция для меня тяжело даются» (автор отзыва пожелал сохранить анонимность).

 «Я решил пойти на курсы английского языка, чтобы систематизировать и привести в порядок ранее приобретенные навыки разговора и понимания английской речи.  Чаще всего помехой к изучению языка становится время, повседневная жизнь, в которой всегда можно сказать: «Начну с понедельника», «нет со вторника», «ну с первого числа точно начну» и так далее. Так как я по профессии программист, приходится читать достаточно большое количество англоязычной документации. Таким образом, технический английский язык – основа моей профессии. Знания же языка, не связанные с технической терминологией, могут быть полезны в следующих случаях: техническая поддержка пользователей; работа с англоязычными заказчиками; работа в иностранных компаниях, где в качестве основного принят английский язык. Наиболее важным в последних пунктах является навык умения слушать и воспринимать речь носителей. В занятиях английским языком нравится, в первую очередь, учебная программа: использование большого количества аудио материала (в том числе непосредственно на занятиях); универсальность программы (правила вежливости, правила написания сообщений, правила поведения; различные ситуации, обыгрываемые в аудио и текстах курса, не привязаны к конкретному роду деятельности и обладают одинаковой полезностью для людей, использующих в своей работе деловой английский язык); комбинирование различных учебных материалов, что позволяет изучать язык с различных сторон одновременно, расширяет кругозор, нет времени зацикливаться на чем-то одном. Это особенно ценно, учитывая небольшую продолжительность курса; наличие возможности творческого подхода при выполнении домашнего задания  (возможность разыгрывать свои профессиональные ситуации, отрабатывая пройденный материал). На мой взгляд, одно или два занятия должны отводиться  на написание резюме на английском языке. Это полностью соответствует тематике курса, а также является очень важной и актуальной темой на сегодняшний день. Дело в том, что многие компании требуют резюме на английском языке для работников, чья деятельность связана с английским языком» (Константин Петухов).